Организация питания в образовательной организации

Условия питания и охраны здоровья обучающихся

Организация питания детей дошкольного возраста (в том числе детей с ОВЗ и детей – инвалидов) является одним из главных направлений в сохранении и укреплении здоровья воспитанников

Определены основные принципы организации рационального здорового питания:

  • составление полноценных рационов питания;
  • использование разнообразного ассортимента продуктов, гарантирующих достаточное содержание необходимых минеральных веществ и витаминов;
  • строгое соблюдение режима питания, отвечающего физиологическим особенностям детей различных возрастных групп; правильное сочетание его с режимом дня каждого ребёнка и режимом работы учреждения;
  • соблюдение правил эстетики питания, воспитание необходимых гигиенических навыков в зависимости от возраста и уровня развития детей;
  • правильное сочетание питания в дошкольном учреждении с питанием в домашних условиях, проведение необходимой санитарно-просветительной работы с родителями, гигиеническое воспитание детей;
  • учёт климатических особенностей региона, времени года, изменение в связи с этим режима питания, включение соответствующих продуктов и блюд, повышение или понижение калорийности рациона;
    индивидуальный подход к каждому ребёнку, учёт состояния его здоровья, особенностей развития, периода адаптации, наличия хронических заболеваний;
  • строгое соблюдение технологических требований при приготовлении пищи, обеспечение правильной кулинарной обработки пищевых продуктов;
  • повседневный контроль за работой пищеблока, доведением пищи до ребёнка, правильной организацией питания детей в группах;
  • учёт эффективности питания детей.

В детском саду  организовано 5-ти разовое питание, которое отвечает санитарно–эпидемиологическим нормам, соблюдается калорийность, витаминизация и разнообразие в приготовлении завтраков, обедов, полдников.

В соответствие с новыми требованиями СанПиН введен второй завтрак, который включает в рацион детей соки и фрукты. В меню детей, страдающих пищевой аллергией, ведется замена продукта, вызывающего аллергию.

Усилия старшей медсестры и работников пищеблока направлены на организацию сбалансированного питания отвечающего потребностям растущего организма.

Воспитанники имеют возможность получать горячую, свежеприготовленную пищу. В ассортименте продуктов еженедельно присутствуют свежие овощи, фрукты и соки.

Питание дошкольников (в том числе детей — инвалидов и детей с ОВЗ) осуществляется в групповых помещениях, обеспеченных всем необходимым оборудованием.

В ежедневном рационе питания учитывается оптимальное соотношение пищевой и энергетической ценности, суточной потребности в витаминах и микроэлементов, белков, жиров и углеводов.

Прием пищевых продуктов осуществляется при наличии документов, подтверждающих их качество и безопасность. Производство готовых блюд осуществляется в соответствии с технологическими картами. Ежедневно около пищеблока вывешивается утвержденное меню. Отпуск горячего питания производится по группам, по графику питания.

Данные объемно-планировочные решения помещений пищеблока предусматривают последовательность технологических процессов, исключающих встречные потоки сырой и готовой продукции.

Пищеблок состоит из нескольких помещений:

  • горячий цех;
  • мясорыбный цех;
  • холодный цех;
  • овощной цех;
  • моечная кухонной посуды;
  • моечная тары;
  • склад (кладовые)

Имеются холодильное оборудование, технологическое оборудование.

Охрана здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностям и здоровья включает в себя:

  • Оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
  • Определение оптимальной учебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
  • Пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
  • Организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления, для занятия ими физической культурой и спортом;
  • Профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
  • Обеспечение безопасности во время пребывания в организации;
  • Профилактику несчастных случаев во время пребывания в организации;

Организация создает условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

  • Текущий контроль за состоянием здоровья;
  • Проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;
  • Соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
  • Расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Меню ежедневного горячего питания

В детском саду организовано пяти разовое питание, которое отвечает санитарно–эпидемиологическим нормам, соблюдается калорийность, витаминизация и разнообразие в приготовлении завтраков, обедов, полдников,  в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в детском саду организовано четырёхразовое питание. Для детей, нуждающихся в диетической пище, организовано индивидуальное питание.

В меню включены 5 приемов пищи:

  • 1—й завтрак;
  • 2—й завтрак (в 10 часов – сок или витаминизированный напиток);
  • обед;
  • полдник;
  • ужин.

Много внимания уделяется организации индивидуального питания ослабленных детей, с отклонениями в состоянии здоровья.

В ДОУ успешно функционирует информационно-аналитическая система «АВЕРС: Расчет меню питания», которая позволяет автоматизировать  процессы, связанные с планированием и организацией питания в дошкольном образовательном учреждении.

Результатом работы являются:

  • Меню текущего дня;
  • Меню-требование;
  • Дополнительное и возвратное меню;
  • Накопительные ведомости по приходу и расходу продуктов питания;
  • Бракеражная ведомость;
  • Аналитические отчеты о наличии продуктов питания в учреждении, качестве рациона питания;
  • Оборотные ведомости по расходу (приходу) продуктов,
  • Технологические карты

Диетическое меню

Если у вашего ребенка есть медицинские показания для предоставления диетического питания, предоставьте медработнику детского сада справку, подтверждающую и описывающую необходимую диету.

Лечебное, или диетическое, питание – это патогенетически обоснованное питание детей при острых и хронических заболеваниях на всех этапах- от обострения до ремиссии включительно.

Учреждение дошкольного образования часто посещают дети, требующие индивидуальной коррекции рационов питания.

Основными принципами диетического питания являются:

  • Полное обеспечение организма белками, жирами, углеводами, а также незаменимыми факторами питания (незаменимые аминокислоты, полиненасыщенные жирные кислоты, витамины, микроэлементы) в разных соотношениях;
  • Соответствие химической структуры пищевых продуктов функциональному состоянию ферментных систем организма ребенка;
  • Щажение поврежденных болезнью ферментных систем организма ребенка путем введения или, напротив, исключения каких-либо специфических факторов питания;
  • Адаптация кратности приема пищи и ее кулинарной обработки к особенностям нарушения функции системы пищеварения;
  • Последовательный переход от щадящих рационов питания к более расширенным;
  • Сочетание в необходимых случаях различных способов введения пищи (питательных веществ).

Целью диетического питания в учреждении дошкольного образования является не только щажение и предоставление относительного покоя поврежденных болезнью органам и системам ребенка, но и восстановление их нормального функционирования.

Основным принципом построения рационов диетического питания (лечебных диет) в учреждении дошкольного образования является строгое соответствие количества и качества пищевых веществ принятой пищи действительным потребностям больного организма. Для этого в формулу сбалансированного питания здорового ребенка вносятся те или иные изменения, обусловленные характером заболевания.

В соответствии с действующими техническими нормативными правовыми актами прием воспитанников в учреждение дошкольного образования осуществляется по предоставлению справки о состоянии здоровья ребенка, выданной в порядке, установленном законодательством РФ. Данная справка помимо сведений о состоянии здоровья ребенка содержит рекомендации врача по режиму питания, аллергологический анамнез, иные рекомендации. Коррекция рациона питания таких детей производится в соответствии с рекомендациями врача касательно того, какие продукты не переносит данный ребенок и какими продуктами их следует заменять. В учреждении дошкольного образования медицинским работником составляется список детей, находящихся на индивидуальном питании (диете), в соответствии с рекомендациями врача. Список находится у медицинской сестры, на пищеблоке и в групповой ячейке. На основании списка заведующим учреждения дошкольного образования  издается приказ о назначении диетического питания данным детям.

При составлении дневного рациона для детей, получающих индивидуальное питание, допускается отклонение от установленных норм питания по отдельным пищевым продуктам с учетом их замены в соответствии с рекомендациями врача.

Организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по организации питания в детском саду

Основным принципом питания дошкольников должно служить максимальное разнообразие их пищевых рационов. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов – мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обеспечить детей всеми необходимыми им пищевыми веществами. И, наоборот, исключение из рациона тех или иных из названных групп продуктов или, напротив, избыточное потребление каких-либо из них неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей.

Правильный подбор продуктов – условие необходимое, но еще недостаточное для рационального питания дошкольников. Необходимо стремиться к тому, чтобы готовые блюда были красивыми, вкусными, ароматными и готовились с учетом индивидуальных вкусов детей. Другим условием является строгий режим питания, который должен предусматривать не менее 4 приемов пищи: завтрак, обед, полдник, ужин, причем три из них обязательно должны включать горячее блюдо. Если интервал между приемами пищи слишком велик (больше 4 часов), у ребенка снижаются работоспособность, память. Чрезмерно же частый прием пищи снижает аппетит и тем самым ухудшает усвояемость пищевых веществ.

Организация питания детей в дошкольном учреждении должна сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. Для этого необходима четкая преемственность между ними. Нужно стремиться к тому, чтобы питание вне ДОУ дополняло рацион, получаемый в организованном коллективе. С этой целью в детском саду ежедневно вывешивается меню. В выходные и праздничные дни рацион питания ребенка по набору продуктов и пищевой ценности лучше максимально приближать к рациону, получаемому им в ДОУ.

Уважаемые родители! Утром, до отправления ребенка в детский сад, не кормите его, так как это нарушает режим питания, приводит к снижению аппетита, в таком случае ребенок плохо завтракает в группе. Однако если ребенка приходится приводить в ДОУ очень рано, за 1-2 часа до завтрака, то ему можно дома дать сока и (или) какие-либо фрукты. Питание ребенка в дошкольном учреждении и в семье должно сочетаться. С этой целью в каждой группе вывешивается меню. Пожалуйста, внимательно изучайте его. Если у вашего ребенка есть хронические заболевания и какие-либо противопоказания к определенным продуктам питания, предупредите об этом заведующего и воспитателей группы.

Говоря об организации питания детей в дошкольных ДОУ, следует остановиться на особенностях питания ребенка в период адаптации к учреждению.

Переход ребенка от домашнего воспитания к воспитанию в детском коллективе почти всегда сопровождается определенными психологическими трудностями. Чем меньше ребенок, тем тяжелее он переносит этот период. Часто в это время у детей снижается аппетит, нарушается сон, иногда наблюдаются невротические реакции, снижается общая сопротивляемость к заболеваниям. Правильная организация питания в это время имеет большое значение и помогает ребенку скорее адаптироваться в коллективе. Перед поступлением ребенка в детский сад родителям рекомендуется приблизить режим питания и состав рациона к условиям детского коллектива, приучить его к тем блюдам, которые чаще дают в детском учреждении, особенно если дома он их не получал. В первые дни пребывания в коллективе нельзя менять стереотип поведения ребенка, в том числе и привычки в питании. Так, если ребенок не умеет или не хочет есть самостоятельно, первое время воспитатель кормит его, иногда даже после того, как остальные дети закончат еду. Если ребенок отказывается от пищи, ни в коем случае нельзя кормить его насильно. Это еще больше усилит отрицательное отношение к коллективу. Нередко дети поступают в дошкольные учреждения в осенний период, когда наиболее высок риск распространения острых респираторных заболеваний, и вновь поступившие дети заболевают в первую очередь. Для профилактики острой инфекционной заболеваемости проводится дополнительная витаминизация рациона питания детей. Целесообразно в этот период введение поливитаминов в течение достаточно длительного времени (до 4-6 месяцев).

Организация полноценного, сбалансированного питания детей – одно из важных направлений деятельности МБДОУ д/с №7. Контроль за качеством получаемых продуктов, условиями их хранения и сроками реализации осуществляется ежедневно сотрудники ДОУ.

Медицинский контроль за питанием в МБДОУ д/с №7 включает:

  • контроль за качеством поступающих продуктов;
  • контроль за условиями хранения продуктов и соблюдением сроков реализации;
  • контроль за технологией приготовления пищи и качеством готовых блюд (бракеражная комиссия);
  • санитарно-эпидемический контроль за работой пищеблока и организацией обработки посуды, кухонного инвентаря;
  • контроль за соблюдением правил личной гигиены сотрудников и их здоровья.

Контроль родительской общественности за питанием детей в МБДОУ д/с №7:

В детском саду 2 раза в год проводится контроль родительской общественности за организацией питания детей. Родители посещают медицинский кабинет, где старшая медицинская сестра знакомит с технологическими картами приготовления блюд, десятидневным меню. Затем на пищеблоке родители знакомятся с условиями хранения продуктов, правилами приготовления пищи и раздачи по возрастным группам. Родители дегустируют приготовленные блюда и оставили только положительное отзывы.

Организации и индивидуальные предприниматели, поставляющие пищевые продукты в детский сад

Перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поставляющих (реализующих) пищевые продукты и продовольственное сырье в МБДОУ д/с №7
Ответы на вопросы родителей по питанию

Форма обратной связи для родителей и ответы на вопросы по питанию

Написать сообщение

Документы

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie